Суббота, 18.05.2024, 08:57
Персональный сайт
учителя математики
Агаджановой Ирины Николаевны
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Художественное и прикладное творчество [17]
Выпуски [25]
Работы, связанные с компьютерными технологиями [1]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 20
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Файлы » Работы учителей

Бубенина О.В. Выступление на семинаре учителей музыки.
15.06.2012, 19:00

Бубенина О.В. Выступление на семинаре учителей музыки

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Д. Б. КАБАЛЕВСКОГО

Типы уроков музыки
Стандарт основного общего образования по музыке.

За годы работы учитель даёт тысячи уроков и к каждому он должен тщательно готовиться, чтобы эстетически развивать учеников и самому получать удовлетворение и радость от своего труда. Урок - это порой невидимая с первого взгляда напряжённая работа, требующая от учителя больших волевых усилий и концентрации внимания, гибкости мышления и быстрой реакции в различных педагогических ситуациях. Неудавшийся урок, просчёты, ошибки иной раз долго не дают покоя, заставляют мысленно возвращаться и искать причины, породившие неудачу.

Урок музыки - основная форма организации музыкального воспитания в школе. И хотя имеются ещё музыкальные кружки, ведутся факультативные занятия, но урок музыки, охватывающий всех детей, никогда не потеряет своего значения.

Урок включает в себя различные виды музыкальной деятельности учащихся: пение, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах, слушание музыки. Для разучивания песни, танца или слушания музыкального произведения требуется несколько уроков, поэтому на одном и том же занятии происходит знакомство с новыми музыкальными произведениями, продолжение разучивания частично усвоенных ранее, повторение пройденных. Получается, что каждый последующий урок, решая часть задач, продолжает предыдущий.

Для уроков музыки характерна особая эмоциональная атмосфера, что вполне естественно и необходимо, ведь музыка - "язык чувств”. Она волнует, вызывает у ребят определённые настроения и переживания. Полученные впечатления усиливаются под воздействием учителя, который передаёт свои чувства не только в выразительном исполнении произведения, но и в слове, мимике, жестах. Концентрируя внимание учащихся на звучании музыки и развивая их воображение, он помогает им войти в мир музыкальных образов, ярко ощутить их выразительность.

Несмотря на общие черты, каждый урок отличает своеобразие и неповторимость, которые заложены уже в его замысле. Известно, что хорошая организация любого дела - половина его успеха, и это в полной мере относится к уроку музыки. В нём всё должно быть продумано - цель и задачи, содержание и структура, средства и методы, иначе невозможно достичь никаких положительных результатов. Для успешного решения задач музыкального воспитания требуется глубокое изучение произведений, их отбор в соответствии с возрастными особенностями учащихся, их музыкальной подготовкой.

В содержание урока входят произведения, различные по характеру, настроению, поэтому для достижения его целостности важно определить его структуру: последовательность различных видов музыкальной деятельности. Продумывая эмоциональный рисунок урока, переход от одного произведения к другому, учитель стремится поддержать необходимый эмоциональный настрой, найти приёмы переключения внимания учащихся. При построении урока важно учитывать также степень физической, умственной и эмоциональной нагрузки ребят, особенности каждого класса.  Безусловно, надо учитывать и место урока в расписании, идёт ли он первым, третьим или шестым. На последних уроках заметна усталость ребят, поэтому требуется обратить внимание на чередование различных видов работы, применять методы, стимулирующие интерес.

Т. о. учителю необходимо стремиться к тому, чтобы структура урока была гибкой, ведь от одного урока до другого проходит целая неделя, наполненная другими уроками, впечатлениями, не имеющими никакого отношения к усваиваемым музыкальным произведениям, но надо стремиться, чтобы у ребят осталось целостное впечатление и интерес к ним.

В принципе урок должен проходить по заранее продуманному плану, но совместная деятельность учителя и учащихся - это всегда живой процесс, который невозможно предусмотреть во всех деталях. Иногда из-за непредвиденных обстоятельств урок требуется перестроить на ходу. В результате цель урока достигается благодаря вариативности намеченной структуры.

Необходимо добиваться, чтобы различные элементы урока были тесно связаны между собой. Используя различные методы (сравнение произведений, их фрагментов, проблемно-поисковые, игровые ситуации) проводя учащихся через лабиринт творческих заданий, учитель активизирует ребят, что позволяет достичь желаемых результатов.

Технология опыта

Урок музыки особый, так как учитель создаёт условия для раскрепощения фантазии, воображения ребёнка, а это решающий фактор в любой творческой деятельности.

Это объединение в одно целое различные виды искусства: литература, живопись, история, религия.

Благодаря межпредметным связям, мы проводим нестандартные формы уроков:

  Урок – путешествие. Он может быть связан не только с географией, но и являться экскурсом по страницам литературных произведений, в которых звучит музыка, как, например, в 5 классе,  когда мы проходим тему «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?»

  Урок – прогулка может придать занятиям поисковый характер, например, по темам «Прогулка в осенний парк», «Прогулка в школьный музей».

  Интересен урок – интервью. На этом уроке оценивается содержательность, творческий характер беседы, оригинальность высказываний. Это проходит как обобщающий урок по изучаемой теме.

  Более сложно организовать урок – спектакль, который предлагает соединение двух видов искусств: музыки и театра. Такой урок можно провести во 2 классе по теме «Куда ведут нас «три кита»?». Здесь ученики исполняют по ролям фрагмент из оперы М.Коваля «Волк и семеро козлят».

  В 3 классе, можно показать фрагмент из симфонической сказки С.Прокофьева «Петя и волк».

  Внедрение интеграции на уроках музыки продолжается и во внеурочной деятельности. Это театр песни, балы, музыкальные  гостиные.

  Использование приёмов интеграции даёт положительные результаты: дети делают иллюстрации к музыкальным произведениям, создают художественные образы в разных формах (словесной, изобразительной, музыкальной, драматической), пишут рассказы, миниатюры, стихи, навеянные музыкой. Занимают призовые места в конкурсах, выступают с концертами. Дети с удовольствием ходят на уроки музыки, потому что получают положительные эмоции, т.к. с удовольствием поют, рисуют, сочиняют, исполняют, знакомят нас с новыми музыкальными направлениями, исполнителями этих направлений.

В своей работе я также использую тестовые формы работы.

В процессе преподавания музыкального искусства в школе тест является педагогическим инструментом в руках учителя, позволяющим осуществлять педагогические измерения в сфере преподаваемого предмета. Тест как средство педагогического измерения даёт учителю возможность осуществлять опосредованное управление деятельностью учащихся в образовательном процессе. Тесты используют как средство проверки, контроля и оценки.

Педагогический тест, как правило, не требует большого количества учебного времени на его проверку. В массовой практике является одним из действенных средств педагогического измерения.

Тесты на освоение содержания музыкального искусства – позволяют установить качество знаний, умений и навыков.

Для примера хочу продемонстрировать тесты в 5 классе:

                        

 

1.     Кто является основоположником русской классической музыки:

а)  П.И.Чайковский                б)  М.И.Глинка              в)М.П.Мусоргский

2.     Какой балет не принадлежит П.И.Чайковскому:

а) «Лебединое озеро»    б) «Щелкунчик»    в) «Любовь к трём апельсинам»

3.     Музыкальный спектакль, в котором все действующие лица танцуют:

а) опера                  б) балет                         в) мюзикл

4.     Кто написал произведение  «Старый  повар»:

а) Некрасов                    б) Пришвин                   в) Паустовский

5.     Музыкальный спектакль, в котором все действующие лица поют:

а) опера                          б) балет                       в) кантата

6.     Н.А.Римский – Корсаков:

а) русский композитор, основоположник русской музыки

б) польский композитор

в) один из русских композиторов кружка  «Могучая  кучка»

7.     Что такое  «Могучая  кучка»:

а) кружок художников            б) кружок композиторов          в) кружок географов

      8.   Музыка для меня – это  ___________________________________

           ________________________________________________________

           ________________________________________________________

       9.  Какой инструмент не относится  к  струнной группе:

           а) скрипка           б) альт             в) виолончель           г) гобой

      10.  Что может изображать  и  выражать  музыка?

             ______________________________________________________

             ______________________________________________________

             ______________________________________________________

 

 

Тест для 8 класса

 

1. Для меня музыка -  это   ______________________________________

    ___________________________________________________________

    ___________________________________________________________

2. В чём сила музыки?

    ___________________________________________________________

    ___________________________________________________________

3. В какой стране впервые появился джаз?

       а)  Япония                           б)  Россия                          в) Америка

4. Какие из трёх музыкальных жанров стали основой джаза?

    а)  песня                                   б)  танец                            в)  марш

5. Самый известный  исполнитель джазовой музыки:

    а)  М. Джексон                         б)  Луи Армстронг            в)  Дж. Леннон

6.  Какой балет не принадлежит П.И. Чайковскому:

     а)  «Щелкунчик»     б) «Лебединое озеро»   в) «Спящая красавица»   г) «Любовь к  трём

                                                                                                                                  апельсинам»

7. Название, какого музыкального инструмента совпадает с названием геометрической фигуры:          а)  круг        б) квадрат        в) треугольник      г)  четырёхугольник

8. Жанр, объединяющий в себе музыку, сценическое действие, литературу, хореографию, живопись:        а) симфония        б) песня      в) балет     г) баллада

9. Во сколько лет И.С. Бах остался сиротой:

          а)  9 лет                        б)  10 лет                       в) 11 лет

10.  Как вы думаете современна ли классическая музыка? Поясните свой ответ.

   _____________________________________________________________

   _____________________________________________________________

   _____________________________________________________________

 

По словам Н.Е. Щурковой ( «Культура современного урока»), и её коллег, современный урок музыки – это ситуация расставания с уроком строгим и встреча с малоизученным и не совсем знакомым, уроком свободным, характеристики которого рождаются по велению культуры, но не сами по себе, а благодаря усилиям педагога, выстраивающего свободный урок.

    «Урок есть часть жизни ребёнка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры».

     «Урок есть открытие истины, поиск истины в совместной деятельности детей и учителя».

 

 

 

 

Категория: Работы учителей | Добавил: IrinaNik
Просмотров: 2356 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Погода
Друзья сайта
  • Сайт 10 школы  
  • Сайт 7 школы
  • Сайт 5 школы
  • Сайт 12 школы
  • Сайт 3 школы 
  • Адреса всех школ района
  • Переводчик
    Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz