Бубенина О.В.
Урок в 4
классе по теме:
Кубан.
«Исторические песни. Песни Кубани».
Цель:
1. Заселение нашей земли.
2. Любовь к краю, честь и достоинство,
трудолюбие.
3. Духовное богатство.
Задачи:
познакомить детей с исторической песней, как она связана
с жизнью людей. Обратить внимание на сходство и
различие жанров былины и
исторических песен.
Оборудование:
синтезатор PSR- 450
Баян
Исполнение
песен:
«
Ой, да Краснодарский край»,
«
Какая чудная страна»,
«
За Кубанью огонь горит»,
«
Ой, да на горе крутой»,
«
Мы дети Ловлинской земли»,
«Гимн Кубани».
Здравствуйте,
ребята!
Сегодня
у нас с вами будет необычный урок, и мы проведём его здесь - в нашем музее, а
поможет нам в этом Алексей Дмитриевич Тырин – историк, философ, поэт, музыкант.
46 лет отдал Народному образованию, 21
год из которых он проработал директором нашей школы. Награждён: грамотой
Министерства РСФСР, грамотой Министерства СССР, является отличником Народного образования. Сейчас находится на
заслуженном отдыхе, но не перестаёт работать и радовать нас своими рассказами,
но уже в музее.
Итак, сегодня мы с вами поговорим об
исторических песнях и свяжем это с историей Кубани, песнями Кубани.
Историческая
песня – музыкальный жанр, близкий к былине.
По
сравнению с былиной, историческая песня отличается более точным отражением
событий, в ней отсутствует фантастика.
Тексты
исторических песен намного короче былинных, действие в них развёртывается
живее.
По
характеру исторические песни в большинстве своём протяжны, напевны. Каждая
историческая эпоха способствовала появлению многочисленных песен. В народной
памяти надолго сохранились песни о борьбе с татарами, о завоевании Сибири, о военных
сражениях.
Песня
– драгоценное богатство каждого народа. В песнях – душа народа. Звонкие и
печальные, задушевные и плясовые, они не только выражают чаяния и думы,
создавших их людей, но и служат документами истории. Песня многому может нас
научить. В ней сочетается сила музыки и слова, а народная задорная частушка
сопровождается ещё и пляской, а значит, именно в песне собираются вместе разные
виды искусства.
Пожалуй,
ни в каком другом уголке нашей страны, ни в какой области и другом крае нет
такого песенного своеобразия, такого уникального сплава, как у нас на Кубани.
У
нас много прекрасных песен, получивших всенародное признание. Они так прочно
вошли в жизнь кубанцев, так часто исполняются, что уже как бы растворились в
мелодиях родного края, превратились из авторских в народные.
Ребята,
а вы знаете, почему нас называют «КУБАНЦЫ»?
(
ответы детей).
А
кто такие « ЗЕМЛЯКИ»?
(
ответы детей).
Среди
наших земляков – кубанцев 120 национальностей. У каждого народа – свои обычаи,
праздники, свои песни. Но главное, в них отражается душа народа: уклад его
жизни, любовь к труду и земле, почитание отцов и дедов.
Почему мы кубанские песни поём?
Почему так задиристо пляшем?
Потому, что мы любим тот край, где
живём,
Здесь улыбчивы дети и девушки наши!
Давайте,
исполним песню: « Ой, да, Краснодарский край!»
Как
давно на Кубани жизнь зародилась?
Давайте
послушаем Алексея Дмитриевича:
Здесь
в бескрайней степи
У
истоков реки, где наш Бейсуг начало берёт.
На
заре прошлых лет
Кинул
взгляд человек
В
восхищенье пришёл
И
сказал всем с душой:
«
Место славлю, здесь будем мы жить»,
Здесь
природа сама
Всё
нам в руки дала:
Вот
земля, вот луга
Здесь
река и вода
Теперь
нужно лишь труд приложить.
И
пошло вверх с тех пор
И
народ сюда шёл
Красно
место себе выбирая,
Чтобы
жить, не тужить,
Чтоб
детей породить,
Чтобы
сила была бы большая…
Поют
песню: «Какая чудная страна».
Друзья,
я знаю, говорят:
Что
рвать цветы в степи нельзя,
Что
это даже не тюльпаны,
А
душа каждого взошла.
Всех,
кто сражался за Отчизну,
Кто
край родной с душой берёг,
Кто
совместно, в одиночку,
Крушил
врага в краю родном.
Так
пусть же радуются души,
И
пусть прекрасен будет цвет,
И
подвиг их забыт не будет,
Пока
в душе их память есть!
Исполняют
песню: «…А в казанской дымно».
О.В.: Ребята, а вы знаете, кто такие казаки?
Ведь
казаки зародились очень давно. Это люди, которые заселялись на окраинах в
степях. Это потомки бывших скифов и прочих орт, которые жили 1000 лет назад. Это черкассы, которые жили на Кубани, а потом перешли к Днепру, это
бродники, величавый, гордый народ, это ушкуйники, которые жили в Новгородских
землях, перешли на юг. Татаро – монголы способствовали очень сильно развитию
казачества. Они брали маленьких детей ( мальчиков), селили их отдельно и воспитывали
из них крепких воинов. Среди казачества была высокая выучка. Они охраняли себя,
а затем юг России. Потом к ним бежали беглые крестьяне, там они и оставались.
Обратно выдачи не было.
Дети
поют песню: «Ой, да, на горе крутой!».
Ал.
Дм.: Конь играл очень важную роль в жизни казака. Он являлся самым близким другом. Казаки очень
трепетно относились к коням, хорошо за ними ухаживали, кормили.
Дети
поют песню: «Ой, при лужку…»
О.
Вл.: Шли годы, станица наша развивалась, и в 1905 году появляется наша школа.
Она была церковно – прихоцкая и казачья. В ней учились только дети казаков и
получали специальность. Но время не стоит на месте, идут годы, одно поколение
сменяется другим:
Мы
обустроили свой край
Теперь нам степь – земля родная,
В достатке стали мы здесь жить,
Границы степи охраняя.
Святым для жизни было то,
Что предков честь всегда хранили,
Любовь мы к краю берегли
И очень много мы трудились.
Мы старших уважали все,
И молодёжь не обижали,
А к женщинам был тот подход
Как к Божьей – матери
любимой.
У
каждой страны, державы есть свой гимн.(гимн России, Кубани, станицы, школы.)
Так
по специальному заказу была придумана песня, впоследствии ставшая гимном нашей
школы.
Дети
исполняют гимн школы: «Мы дети Ловлинской земли».
Мой
милый край,
Мой
Бейсуг, дорогой,
Твоя
душа навек слилась со мной,
Твои
обильные поля,
Трудом
прославлена земля,
И
красота людей труда,
Всё
это – Родина моя!
Дети поют «Гимн Кубани».
Я, надеюсь, что вы будете беречь нашу
народную культуру, помнить нашу историю, бережно хранить её, ведь характер,
лицо народа всегда и во все времена отражали его песни.
В
них думы и размышления, радость, черты народной славы и национальной гордости!
Никогда
не забывайте своих близких, помните о них, уважайте старших, всегда помогайте
им!
На
этом наш урок подошёл к концу, большое спасибо Алексею Дмитриевичу за его
стихи, за его рассказы. Мы, надеемся, что эта встреча не последняя.
Всем
спасибо за урок, до свидания!
|