Конспект урока литературы в 11 классе
Учитель -
Бобова Елена Александровна
Тема: «В.Я.Брюсов.
Жизнь и творчество».
Цель урока: - познакомить обучающихся с основными
этапами жизни и творчества
В.Я.Брюсова
- показать значение творчества
Брюсова для русской поэзии;
- разобраться в особенностях поэтики Брюсова;
Оборудование: -
мультимедийная установка.
Ход урока
I.
Повторение.
-
Дайте определение символизма.
(Литературно-художественное направление,
считавшее целью искусства постижение мирового единства через символы)
-
Что такое символ?
(Многозначное иносказание) ( Слайд № 1)
- В чём
различие «старших символистов»
и «младосимволистов»?
(Основной принцип «старших символистов» -
«искусство для искусства», т.е. отрыв от действительности, «младосимволисты» стремились соединить жизнь и идеал).
-Что нового внёс символизм в русскую
поэзию?
(Символисты придали слову многозначность,
открыли в нём множество оттенков и смыслов).
II.
Реализация
индивидуального домашнего задания.
1. Слово учителя:
Серебряный век отмечен целыми созвездиями
феноменальных поэтических дарований , и Валерий
Яковлевич Брюсов - одно из более
ярких. Он был литературным критиком,
переводчиком, историком литературы, пушкинистом, занимался
редакционно-издательской деятельностью, теорией стиха, исследованием культуры.
2. Сообщение ученика о жизни В.Я.Брюсова.(
презентация).
III.
Лекция
учителя.
(По ходу лекции учащиеся делают краткие
записи в рабочие тетради)
Ещё
будучи гимназистом В.Я.Брюсов увлекся
творчеством современных французских
поэтов-символистов. В его рабочих тетрадях появляются стихи под общим заглавием
«Символизм». Интересна его дневниковая запись от 4 марта 1893 года: «Найти
путеводную звезду в тумане. И я вижу её: это декадентство. Да! Что ни говорить,
ложно ли оно, смешно ли, но будущее будет принадлежать ему, особенно, когда оно
найдёт достойного вождя. А этим вождём буду Я! Да, Я!».
Последующие
годы проходят для Брюсова под знаком интенсивной организаторской работы:
наладить символистские издательства, организовать журнал. Это была реклама
символизма.
Брюсов считал целью создать в России новую
поэтическую школу,
опирающуюся на открытия французских символистов. Для него
символизм был только литературной школой , и задачей символизма было утончить,
изощрить поэтические средства, чтобы лучше
выразить сложный мир современника. Вспомним стихотворение «Творчество».
Мы его уже с вами читали, когда начали изучение символизма как литературного
направления.
(Чтение стихотворения подготовленным
учеником)
Лирический
герой Брюсова — сильная личность, персонаж из истории или мифа, навеян
философией Ницше и своим мужественным началом близок индивидуальности самого поэта, мечтающего
о прорыве за пределы
известного, за грани возможного.(Чтение стихотворения «Ассаргадон»)
Образ
мечты получает сквозное развитие и реализуется в разных обличьях. Иногда — как
воплощение беспредельности: «Моей мечте люб кругозор пустынь, / Она в степях , блуждает вольной серной...». Чаще — в облике прекрасной женщины, возлюбленной, музы.
(Чтение стихотворения «Женщине»)
Образ мечты придает
реальности сказочные,
необычные, экзотические формы, вызывает необыкновенные ассоциации и сравнения: «Этот мир очарований, / Этот мир из серебра!»; «Дремлет Москва, словно самка
спящего страуса»; «Моя любовь — палящий
полдень Явы».
Невозможность осуществить мечты наяву преобразуется в творческую энергию.
Нереализованная жажда любви
и красоты — в «грезу искусства» («Отреченье»):
Довольно!
Надежды и чувства
Отныне былым
назови,
Приветствуй
лишь грезы искусства,
Ищи
только вечной любви. (Слайд № 2)
Искусство, по
Брюсову, самоценно. Художественному дару, творчеству он поклоняется как
божеству: «Поклоняйся искусству, /Только ему,
безраздельно, бесцельно» (Чтение стихотворения «Юному поэту»).
Брюсов требовал права поэта на свободу: «Поэт вне
общественной, философской, религиозной борьбы».(Слайд № 3)
В споре сторонников
«утилитарного» и «чистого» искусства он не причислял себя ни к тем, ни к другим («Ключи тайн», статья-манифест, 1904).
Неколебимой истине
Не верю я давно.
И все моря, все
пристани
Люблю, люблю равно.
Хочу, чтоб всюду
плавала
Свободная ладья.
И Господа, и Дьявола
Хочу прославить я! (Слайд № 4)
Большое место в поэзии Брюсова отводится истории, не столько в познавательных
целях, сколько для декорации, условность исторических образов нужна прежде всего
для раскрытия темы творческой личности,
для передачи драматизма своего времени.
Явлением реальности, соединяющим прошлое и настоящее, стал для Брюсова город. Сборник 1903 года «URBI ET ORBI» («Граду и миру») показывает
неоднозначность отношения к этому образу. С одной стороны, воспевание культурных и
материальных ценностей,
«духа движения» города («Париж», «Мир», «Венеция»), с другой — ужас перед
разрушительной силой незримых чудовищ, уродливой действительностью, борьба
«города с людьми». Образ города — средоточие роскоши и разврата накануне апокалиптической
гибели. (Чтение стихотворения «Город», отметить тревожные настроения, изображение таинственности,
призрачности жизни).
(Чтение стихотворения
«Кинжал») Какова тема этого стихотворения? (назначения поэта и поэзии)
Лирический герой
жаждет свободного и гармоничного бытия. Поэт защищает свободу творчества.
IV.
Итог урока
(самостоятельная работа по творчеству В.Я.Брюсова)
(Слайд № 5)
1 вариант
|
2 вариант
|
1. К какому поэтическому направлению принадлежал В. Я.
Брюсов?
2. Какие тенденции Серебряного
века отразились в стихотворении В. Я.
Брюсова:
Неколебимой истине
Не верю я давно.
И все моря, все пристани
Люблю, люблю
равно.
Хочу, чтоб всюду плавала Свободная ладья.
И Господа, и Дьявола
Хочу прославить я!
3.
Какое название
носит статья-манифест В. Я. Брюсова?
а) «Ключи Марии»,
б)«Тяжелые сны»,
в) «Ключи тайн»,
г) «Творчество».
|
1. Перечислите стороны дарования В. Я. Брюсова.
2. Каковы взгляды В. Я. Брюсова
на искусство? В каких произведениях
отражены эти взгляды?
3. Какая тема не
является ведущей в творчестве В. Я. Брюсова?
а) тема
природы,
б) тема истории,
в) тема любви,
г) урбанистическая тема.
|
V. Домашнее задание
1. Выучить стихотворение К.Бальмонта
2 Подготовить сообщение с презентацией о
биографии К.Д.Бальмонта.(индивидуально)
VI. Чтение наизусть стихотворений
В.Я.Брюсова
|