Суббота, 18.05.2024, 06:57
Персональный сайт
учителя математики
Агаджановой Ирины Николаевны
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Художественное и прикладное творчество [17]
Выпуски [25]
Работы, связанные с компьютерными технологиями [1]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 20
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Файлы » Работы учителей

Бобова Е.А. Литература, 11 класс. Б.Я.Брюсов. Жизнь и творчество.
15.06.2012, 19:10

Конспект урока литературы в 11 классе

Учитель -  Бобова Елена Александровна

 

Тема: «В.Я.Брюсов. Жизнь и творчество».

 

Цель урока: - познакомить обучающихся с основными этапами жизни и     творчества В.Я.Брюсова

                     - показать значение творчества Брюсова для русской поэзии;

                    - разобраться в особенностях поэтики Брюсова;

 

Оборудование:  - мультимедийная установка.

 

Ход урока

 

I.                   Повторение.

 - Дайте определение символизма.

(Литературно-художественное направление, считавшее целью искусства постижение мирового единства через символы)

 

 - Что такое символ?

(Многозначное иносказание) ( Слайд № 1)

 

- В чём  различие «старших символистов»  и  «младосимволистов»?

(Основной принцип «старших символистов» - «искусство для искусства», т.е. отрыв от действительности, «младосимволисты»  стремились соединить жизнь и идеал).

 

-Что нового внёс символизм в русскую поэзию?

(Символисты придали слову многозначность, открыли в нём множество оттенков и смыслов).

 

II.                Реализация индивидуального домашнего задания.

1.     Слово учителя:

Серебряный век отмечен целыми созвездиями феноменальных поэтических дарований , и Валерий Яковлевич Брюсов  - одно из более ярких. Он был литературным критиком, переводчиком, историком литературы, пушкинистом, занимался редакционно-издательской деятельностью, теорией стиха, исследованием культуры.

 

2.     Сообщение ученика о жизни В.Я.Брюсова.( презентация).

 

III.             Лекция учителя.

(По ходу лекции учащиеся делают краткие записи в рабочие тетради)

          Ещё будучи гимназистом В.Я.Брюсов  увлекся творчеством  современных французских поэтов-символистов. В его рабочих тетрадях появляются стихи под общим заглавием «Символизм». Интересна его дневниковая запись от 4 марта 1893 года: «Найти путеводную звезду в тумане. И я вижу её: это декадентство. Да! Что ни говорить, ложно ли оно, смешно ли, но будущее будет принадлежать ему, особенно, когда оно найдёт достойного вождя. А этим вождём буду Я! Да, Я!».

          Последующие годы проходят для Брюсова под знаком интенсивной организаторской работы: наладить символистские издательства, организовать журнал. Это была реклама символизма.

Брюсов считал целью создать в России новую поэтическую школу,

опирающуюся на  открытия французских символистов. Для него символизм был только литературной школой , и задачей символизма было утончить, изощрить поэтические средства, чтобы лучше  выразить сложный мир современника. Вспомним стихотворение «Творчество». Мы его уже с вами читали, когда начали изучение символизма как литературного направления.

(Чтение стихотворения подготовленным учеником)

          Лирический герой Брюсова — сильная личность, персонаж из истории или мифа, навеян философией Ницше и своим мужественным началом близок индивидуальности самого поэта, мечтающего о прорыве за преде­лы известного, за грани возможного.(Чтение стихотворения «Ассаргадон»)

          Образ мечты получает сквозное развитие и реализуется в разных обличьях. Иногда — как воплощение беспредельности: «Моей мечте люб кругозор пустынь, / Она в степях , блуждает вольной серной...». Чаще — в облике прекрасной женщины, возлюбленной, музы.

(Чтение стихотворения «Женщине»)

Образ мечты придает реальности сказочные, необычные, экзотические формы, вызывает необыкновен­ные ассоциации и сравнения: «Этот мир очарований, / Этот мир из се­ребра!»; «Дремлет Москва, словно самка спящего страуса»; «Моя любовь — палящий полдень Явы». Невозможность осуществить мечты наяву преобразуется в творческую энергию. Нереализованная жажда любви и красоты — в «грезу искусства» («Отреченье»):

Довольно! Надежды и чувства

Отныне былым назови,

Приветствуй лишь грезы искусства,

Ищи только вечной любви.   (Слайд № 2)

Искусство, по Брюсову, самоценно. Художественному дару, твор­честву он поклоняется как божеству: «Поклоняйся искусству, /Только ему, безраздельно, бесцельно» (Чтение стихотворения «Юному поэту»).

Брюсов требовал права поэта на свободу: «Поэт вне общественной, философской, религиозной борьбы».(Слайд № 3)

 

В споре сторонников «утилитар­ного» и «чистого» искусства он не причислял себя ни к тем, ни к дру­гим («Ключи тайн», статья-манифест, 1904).

Неколебимой истине

Не верю я давно.

И все моря, все пристани

Люблю, люблю равно.

Хочу, чтоб всюду плавала

Свободная ладья.

 И Господа, и Дьявола

Хочу прославить я!   (Слайд № 4)

 

Большое место в поэзии Брюсова отводится истории, не столько в познавательных целях, сколько для декорации, условность историчес­ких образов нужна прежде всего для раскрытия темы творческой лич­ности, для передачи драматизма своего времени.

Явлением реальности, соединяющим прошлое и настоящее, стал для Брюсова город. Сборник 1903 года «URBI ET ORBI» («Граду и миру») показывает неоднозначность отношения к этому образу. С одной стороны, воспевание культурных и материальных ценностей, «духа движения» города («Париж», «Мир», «Венеция»), с другой — ужас перед разрушительной силой незримых чудовищ, урод­ливой действительностью, борьба «города с людьми». Образ города — средоточие роскоши и разврата накануне апокалиптической гибели. (Чтение стихотворения «Город», отметить тревожные настроения, изображение таинственности, призрачности жизни).

(Чтение стихотворения «Кинжал») Какова тема этого стихотворения? (назначения поэта и поэзии)

Лирический герой жаждет свободного и гармоничного бытия. Поэт защищает свободу творчества.

IV.            Итог урока (самостоятельная работа по творчеству В.Я.Брюсова)

(Слайд № 5)

1 вариант

2 вариант

1.  К какому поэтическому направлению принадлежал В. Я. Брюсов?

2.      Какие тенденции Серебряного века отразились в стихотворении В. Я. Брюсова:

Неколебимой истине

Не верю я давно.

И все моря, все пристани

Люблю, люблю равно.

Хочу, чтоб всюду плавала Свободная ладья.

         И Господа, и Дьявола

         Хочу прославить я!

 

3.      Какое название носит статья-манифест В. Я. Брюсова?

а)    «Ключи Марии»,

б)«Тяжелые сны»,

в)     «Ключи тайн»,

г)    «Творчество».

 

 

1.     Перечислите стороны дарования В. Я. Брюсова.

2. Каковы взгляды В. Я. Брюсова на искусство? В каких произведе­ниях отражены эти взгляды?

3. Какая тема не является ведущей в творчестве В. Я. Брюсова?

а)    тема природы,

б)    тема истории,

в)     тема любви,

г) урбанистическая тема.

 

V. Домашнее задание

1. Выучить стихотворение К.Бальмонта

2 Подготовить сообщение с презентацией о биографии К.Д.Бальмонта.(индивидуально)

 VI. Чтение наизусть стихотворений В.Я.Брюсова

 

 

 

Категория: Работы учителей | Добавил: IrinaNik
Просмотров: 4428 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 1.5/4
Всего комментариев: 1
1 Sergdax  
0
<a href=http://zmkshop.ru/uslugi/>компания змк москва капотня</a>

Имя *:
Email *:
Код *:
Погода
Друзья сайта
  • Сайт 10 школы  
  • Сайт 7 школы
  • Сайт 5 школы
  • Сайт 12 школы
  • Сайт 3 школы 
  • Адреса всех школ района
  • Переводчик
    Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz